Озеро Сандал летомСандал (карел. Sandaljärvi) - российское озеро в Кондопожском районе Республики Карелия. Находится в Южной Карелии к северо-западу от Онежского озера (с которым соединено каналом) в узкой котловине.

В настоящее время представляет собой энергетическое водохранилище Кондопожской ГЭС. В результате строительства двух дамб в 1928 году и 1936 году уровень воды Сандальского водохранилища был поднят на 1,5-2 м, а естественный водоток изменён.

На нём огромное количество островов, которые привлекают туристов и водных путешественников. Число островов на территории озера 79. Главный приток - река Тивдийка, более мелкие - Ялгубка, Нурмежа и Ковкой.

Берега на севере и востоке - высокие, на юге и западе - низкие.

Донные отложения представлены илами, песком и камнем.

Озеро Сандал на закате

Озеро Сандал на закате

В настоящее время Сандал - энергетическое водохранилище, которое служит источником водной энергии для Кондопожской ГЭС.

В 1928 г., в связи с постройкой первой очереди Кондопожской ГЭС, река Сандалка, вытекающая из озера , была перегорожена дамбой. Сток воды был направлен через Нигозеро и искусственный канал к гидростанции.

В 1936 г., с целью создания больших запасов воды, на р. Суне, выше водопада Гирвас, была построена плотина. В результате основная масса сунской воды стала поступать в Пальозеро, а затем по рекам Нивке и Тивдийке в Сандал.

Озеро Сандал на карте

Озеро Сандал на карте

Уровень воды Сандальского водохранилища был поднят на 1,5 - 2 м. Часть прибрежной зоны оказалась залитой. Ранее самостоятельное оз., Габозеро стало заливом оз. Сандала . Ручей, вытекающий из Викшаламбы, превратился в пролив, соединяющий ламбу с водохранилищем. Мелководная зона озера значительно увеличилась. Поступление сунской гуминовой воды резко изменило гидрохимический режим озера . Из типично олиготрофного водоема оз. Сандал превратилось в гумифицированный водоем.

Площадь водной поверхности Сандала - 152,4 кв.км., общая площадь Сандальского водохранилища - 161,2 кв.км. Наибольшая длина - 41,7км., наибольшая ширина - 7,3 км. Сандал - глубоководный водоем. Максимальная глубина его 58 м, средняя 12 м. Глубины до 20 м составляют 80% площади озера , из них до 10 м - 47%. Сандал - холодноводный водоем. Число островов на территории озера 79. В северной половине береговая линия озера образует ряд крупных губ: Сопоху, Коир, Кавас и Ялгубу.

Остров на озере Сандал

Остров на озере Сандал

Северный и восточный берега в основном высокие, каменистые, местами с выходом коренных пород; западный и южный низкие, часто заболоченные. Песчаные берега встречаются редко. Главный приток Сандала - река Тивдийка, более мелкие речки - Нурмис, Ковкой и Ялгубка. Сток через Нигозеро и канал к турбинам ГЭС, и далее в Кондопожскую губу Онежского озера . С поступлением сунских вод водообмен Сандала увеличился в три раза. Сандальское водохранилище - зарегулированный водоем.

Радуга над озером Сандал

Радуга над озером Сандал

Уровень воды в течение года определяется в основном режимом работы Кондопожской ГЭС. Начавшийся подъем уровней воды весной (май) нарастает в течение лета, а в отдельные годы удерживается всю осень, довольно резко снижаясь зимой. В связи с превращением озера Сандал в водохранилище в нем создались новые условия для обитания рыб, запасы некоторых снизились, изменилось соотношение между рыбами.

В настоящее время для озера Сандал известны следующие рыбы:

  • лосось,
  • форель,
  • ряпушка,
  • сиг,
  • хариус,
  • корюшка,
  • щука,
  • плотва,
  • гольян,
  • уклея,
  • лещ,
  • налим,
  • окунь,
  • ерш,
  • подкаменщик.

Сандал следует рассматривать как ряпушково - сиговый водоем.

 

История озера Сандал

В XX веке на озере было активное судоходство. До революции имелся грузовой пароход, принадлежащий инженеру М. А. Токарскому. В 1920-е годы появляются и пассажирские линии моторных лодок для перевозки пассажиров, направляющихся на Кивач.

В 1926 году Северо-Западное пароходство открыто линию парохода «Шиповка» Кондопога-Сопоха. Также курсировало 2 моторных катера для перевозки пассажиров до Тивдии с заходом в Товайгору и Ерши.

Озеро Сандал утром

Озеро Сандал утром

В послевоенное время, с 1947 по 1951 год пассажирские перевозки на линии Кондопога - Гаймае - Ерши - Тивдия осуществляло Управление по транспортному освоению рек и озёр Карело-Финской ССР на мотокатере № 738 с 1951 года на пассажирских линиях работал катер «Сандал», в 1954 г. - «Тивдия», в 1957 г. - мотокатер № 6. С 1958 г. - Беломорско-Онежское пароходство на катере «Судак» 1958 года постройки.

В 1964 году на озере появляется новый теплоход - М-172 типа «Москвич» Он работал на линии Кондопога-Лычный остров-Тивдия-Ерши-Кондопога, а также осуществлял прогулочные рейсы для жителей Кондопоги.

В начале 1980-х годов на линии работал небольшой теплоход «Заря» проекта 371 бис.

В 1984 году открыта скоростная линия Кондопога - Нигостров - Ерши - Лычный остров на судне Заря-366Р типа «Заря». Пассажирское сообщение по озеру Сандал закрыто в 1997 году.