Озеро Неми (итал. Lago di Nemi, лат. Nemorensis Lacus) - оз., (кальдера вулканического происхождения) в Италии, в 30 км к югу от Рима, которое часто упоминается на страницах древней истории.
В частности, у берегов озера Неми стояла вилла императора Калигулы, где он, скорее всего, был захоронен. На высоких берегах озера Неми лежит одноимённый город, Неми.
Неморенский царь
Неморенский царь, Rex Nemorensis - титул жрецов Дианы Аррицийской, храм которой стоял у самой воды. О Неморенском культе известны отрывочные сведения. Первым жрецом якобы был легендарный Вирбий. Неморенским царём можно было стать, лишь переступив через кровь - сорвав золотую ветвь в священной роще, претендент должен был убить своего предшественника на поединке или погибнуть сам; никаких иных квалификаций не требовалось.
Кандидаты в жрецы, как правило, были беглыми рабами, и долго не жили. Светоний сообщает, что, когда особо хитрый и сильный жрец «зажился на свете», то император Калигула лично выбрал и подослал к нему убийцу.
Озеро Неми в Италии
lightbox[1000 500]Озеро Неми в Италии
Корабли Калигулы на озере Неми
Тот же Калигула построил на озере Неми роскошные увеселительные суда. Один был плавучим храмом Дианы, второй - плавучим дворцом. Письменных источников об их постройке, эксплуатации и гибели нет; историки приписывают суда именно Калигуле, исходя из его репутации и из маркировки найденных на кораблях предметов.
Вид озера Неми
После четырнадцати веков забвения остовы судов были обнаружены кардиналом Колонна в 1444. В 1880-е года британский посол в Италии организовал экспедицию на Неми, и «освободил» затонувшие корабли от мраморов и бронзы.
В 1927-1932, по приказу Муссолини, уровень воды в озере Неми снизили, спустив воду в Альбано с помощью насосов. На дне были найдены хорошо сохранившиеся остовы кораблей размерами 60 х 20 и 71 х 21 м. Только один из них был оборудован местами для гребцов; второй, вероятно, был несамоходной баржей. На меньшем корабле была обнаружена уникальная поворотная платформа на роликах, неизвестного назначения.
По специально построенному рельсовому пути корабли были подняты на берег. После консервации хранились в особом музее; 31 мая - 1 июня 1944, во время отступления немецких войск, музей и корабли были уничтожены пожаром. Следствие установило лишь косвенную связь между пожаром и действиями немецких войск (немецкая батарея, расположенная в 150 м от музея, была названа вероятной причиной «случайного» пожара).